Отечественной войны дважды герою советского. Дважды герой советского союза летчик-истребитель боровых андрей егорович
От Доктрины Монро к плану Маршалла: почему Европа становилась все более зависимой от США 5 июня 1947 года госсекретарь США Джордж Кэтлетт Маршалл выступил в Гарвардском университете с речью, в которой изложил план помощи европейским странам. США выделили большие деньги на восстановление Европы, а целью ставили устранение торговых барьеров, поставки в Европу своих товаров и продуктов, вытеснение коммунистов из властных структур. Госдепартамент США считает эту инициативу одной из самых успешных во внешней политике. Владимир Свержин – о том, как и почему США пришли к плану Маршалла. В истории кинематографа есть жанр, чрезвычайно популярный в 1960-1970 гг. Именовался он «спагетти-вестерн». Лихие ковбои мчатся по бескрайним прериям, стреляют без промаха, спасают красавиц, несут закон и карают негодяев-отморозков. Они всегда в меньшинстве и всегда побеждают. Они раздвигают границы цивилизованного мира и сметают с пути прогресса зловредных бандитов и коварных негодяев. А чтобы на общих планах зрители не путали главного героя с главным злодеем и его бандой, первый носит белую шляпу, его враги - черные. Конечно, зрители следили за подвигами обладателя белой шляпы. Три пункта Монро Если вспомнить историю Соединенных Штатов Америки и посмотреть на карту, легко увидеть, что в день объявления независимости новая держава занимала сравнительно небольшую территорию по побережью Атлантического океана. Разрастание страны вглубь материка занимало практически весь XIX век. Именно тогда отважные «раздвигатели границ» создали живой миф покорения Дикого Запада и благодаря этому стали кумирами миллионов. Но в один прекрасный день нести универсальное добро стало некуда. Надо отметить, что в данном случае «универсальное добро» и впрямь не было пустым звуком. На тот момент Соединенные Штаты создавались как страна с наиболее совершенным политическим устройством. Она изначально была плодом совместного творчества блестящих мыслителей и организаторов своего времени, и законы, которые легли в основу конституции, были настоящим шедевром свободолюбивой мысли эпохи Просвещения. Конечно, всякое дело, связанное с волей множества людей, заранее обречено на глобальные проблемы, но вектор развития общества был дан. И вдруг земли, куда следовало нести факел свободы, равенства и братства, закончились. Но вопрос «что делать, когда Америка достигнет естественных границ» давно стоял, и ответ на него был дан. Еще в 1823 году пятый президент страны Джеймс Монро в обращении к Конгрессу поделился своими взглядами на политику страны в современном ему мире. Доктрина Монро содержала три пункта, два из которых провозглашались открыто, еще один был «для служебного пользования». Во-первых, президент США утверждал: В качестве принципа, с которым связаны права и интересы Соединенных Штатов, мы провозглашаем, что американские континенты ввиду свободного и независимого положения, которого они добились и которое они сохранили, не должны впредь рассматриваться в качестве объекта для будущей колонизации. Как можно увидеть, ничего плохого обладатели белых шляп не хотели. Напротив, они выступили гарантом того, что ни один монарх Европы не посягнет на свободу и независимость стран обеих Америк. В противном случае это будет рассматриваться как «недружественный» шаг по отношению к США, по сути, повод к войне. Второй пункт тоже был логичен и прям: В войнах европейских держав, в вопросах, касающихся их самих, мы никогда не принимали участия, и это согласуется с нашей политикой… Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела существующих колоний или зависимых территорий любого европейского государства. Но что касается правительств, которые провозгласили свою независимость и сумели ее сохранить и независимость которых мы признали при зрелом размышлении и согласно с принципами справедливости, то мы не можем рассматривать вмешательство в их дела со стороны какой-либо европейской державы с целью их подчинения или контроля любым другим способом их иначе как проявление недружелюбного отношения к Соединенным Штатам. И снова защита слабых и обездоленных на территории обеих Америк и, если отрешиться от дипломатических словесных кружев, - «не лезьте в наше полушарие, а мы не полезем в ваше». Третий принцип - принцип «неперехода» - утверждал право бороться против перехода территорий обеих Америк под власть иных государств. Можно спросить, на чем основывается столь расширенное понимание собственных прав? Но ответ прост: самое прогрессивное общество в мире с самым продвинутым общественным строем имеет неотъемлемое право иметь право, как захочет. В течение XIX века доктрина Монро худо-бедно удовлетворяла американское руководство. Хотя чем дальше, тем меньше. Интересы бизнеса постоянно диктовали поправки и дополнения к ней. От Мексики (откуда в вестернах приходило большинство черных шляп) эта доктрина позволила откусить около 55% территории, ввести в Панаму войска, свергнуть власть в Никарагуа, посадить марионетку на Кубе… Но, когда речь зашла о Гаити и колониальных владениях Испании, выяснилось, что американский континент тесноват для серьезных деловых людей (именно в ту пору у США появились Гаити, Коста-Рика и Гуам). 14 пунктов Вильсона Ситуация получилась не слишком красивая, с объявленной некогда доктриной реалии уже не увязывались. Но пока юристы и политики думали, как объяснять действия государства, политическая неурядица получила разрешение, вполне достойное белой шляпы героев Дикого Запада. Первая мировая война разрушила прежнее мировое устройство. Российская, Османская, Австро-Венгерская и Германская империи развалились на глазах, Британская устояла, но была в глубоком нокдауне. Вот тут и появился новый судьбоносный документ, начисто аннулировавший доктрину Монро, - так называемые «14 пунктов», программа мирного урегулирования американского президента Вильсона. Взвалив на себя роль всемирного миротворца, Вильсон фактически оформил новую европейскую реальность так, как считал это правильным и справедливым. Поскольку США вступили в Первую мировую уже на самом излете, они представляли собой единственную реальную военную силу, к тому же практически все воюющие страны были связаны с промышленностью и банками США, основательно поднявшихся на заокеанской бойне. Противопоставить что-либо мирной инициативе Вильсона никто не мог, да уже и не хотел. Война истощила всех, кроме Соединенных Штатов. И потому Вудро Вильсон мог диктовать Европе «единственно возможную программу всеобщего мира»: Основное: - Открытые мирные договоры, никаких тайных международных соглашений; - Абсолютная свобода судоходства; - Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир…; - Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до минимума, гарантирующего безопасность; - Свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное разрешение всех колониальных споров…; - Освобождение всех русских территорий… обеспечение ей радушного приема в сообществе свободных наций при том образе правления, который она сама для себя изберет…; Бельгия, - весь мир согласится, - должна быть эвакуирована и восстановлена, без попытки ограничить суверенитет…; -Вся французская территория должна быть освобождена и оккупированные части возвращены…; -Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных границ; -Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития; Румыния, Сербия и Черногория должны быть эвакуированы. Занятые территории должны быть возвращены. Сербии должен быть предоставлен свободный и надежный доступ к морю; -Турецкие части Оттоманской империи, в современном ее составе, должны получить обеспеченный и прочный суверенитет; -Должно быть создано независимое Польское государство; -Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств; Теперь уже никого не смущало открытое, хотя и миротворческое, вмешательство США в дела Европы. Роли поменялись. Если прежде Америка еще воспринималась европейцами как далекое место, куда едут в поисках лучшей доли, теперь она показывала себя как мировой регулятор. Мнение президента США - архитектора послевоенного мира - должно было толковаться как наиболее правильное из возможных. При видимой честности и справедливости меморандума Вильсона в нем имелся ряд очевидных «НО», которые самому президенту Соединенных Штатов казались вполне естественными. Так, скажем, и «абсолютная свобода судоходства», и устранение «всех экономических барьеров», и «установление равенства для торговли» звучали очень красиво, но только у США на тот момент был серьезный торговый флот, и активно действующая промышленность, и экономика, получившая максимум выгоды от шедшей за океаном войны. Однако получившаяся благодаря меморандуму Вильсона европейская конструкция все же оказалась неустойчивой. Сформированная по настоянию Вильсона Лига Наций так и не обрела реальной силы. Европейские державы, по мере выхода из экономического пике, начинали приобретать и отстаивать собственные интересы, зачастую не совпадавшие с интересами США. А тут еще раскочегаренное в годы войны производство лишилось привычного объема заказов. И грянул кризис, оставшийся в истории Америки как Великая депрессия. Миллионы человек без работы, экономика дышала на ладан, годы Первой мировой вспоминались с ностальгией. Между тем ситуация в Европе вновь становилась все более и более взрывоопасной. Роль Соединенных Штатов в готовящейся военной буре - тема отдельного разбирательства. В первую очередь потому, что американский бизнес, остро заинтересованный в рынках сбыта и фактически выстроивший в межвоенный период экономику Германии, далеко не всегда отражал политические интересы США. Получалось, что Соединенные Штаты поддерживали обе стороны. Забывать или уменьшать значение помощи Америки по ленд-лизу в годы уже Второй мировой войны некорректно, но справедливости ради стоит напомнить и о топливе для немецких подводных лодок, поставляемом компанией Standard Oil, и о золоте Голландии, переданном фашистам… Но все же в годы Второй мировой войны США и СССР выступали на одной стороне, и встреча на Эльбе в очередной раз ясно показала, что славные парни с одной и с другой стороны легко находят общий язык между собой. План Маршалла Но конец войны снова породил реальность, которую обеим сторонам чрезвычайно хотелось трансформировать по своему усмотрению. План нового мироустройства придумал госсекретарь США, еще совсем недавно генерал армии Джордж Маршалл. В апреле 1947 года, вернувшись из Москвы, он во всеуслышание объявил, что Центральная и Западная Европа остро нуждаются в экономической помощи США. Но благотворительностью такой жест доброй воли и не пах. Для активных действий у Америки было как минимум два веских довода: усиление коммунистов и левых партий, а также галопирующая инфляция национальных европейских валют. Западная Европа в США уже 30 лет считалась полуколонией, и мысль о том, что там может возобладать советская идеология, была для американского истеблишмента несносной. А нестойкость валют создавала предпосылку для введения для взаиморасчетов общей денежной единицы - американского доллара. В рамках плана Маршалла в течение 4-х лет Европе предоставлялось 12,317 млрд долларов в виде безвозмездной помощи, дешевых кредитов и долгосрочного лизинга. Наибольшие финансовые вливания достались пяти государствам: Англия получила 2,8 млрд, Франция - 2,5 млрд, Италия - 1,3 млрд, ФРГ - 1,3 млрд и Нидерланды - 1 млрд долларов. Но, конечно же, каждый доллар имел политическое значение. Фактически государственные администрации крупнейших стран Европы превратились в местные управляющие компании. Новый мир строился как мир американский. И, с точки зрения Вашингтона, это был наилучший выбор Европы, суливший ей сытое и спокойное будущее. Но в этот момент жизненные интересы Западного мира лоб в лоб столкнулись с интересами Советского Союза. И тут у Сталина имелась собственная ослепительно белая шляпа - борьба за светлое будущее всего прогрессивного человечества, за свободу пролетариата. Война снова стала возможной. Владимир Свержин
Летчики, дважды Герои Советского Союза83.51.5.34. Генерал-майор И.С. Полбин. К декабрю 1942г совершил 107 боевых вылетов на бомбардировку немецко-фашистских войск в Смоленском сражении, при обороне Москвы и Сталинграда. Принимал участие в боях на Курской дуге,в битве за Днепр. принимал участие в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Умано-Боташанской, Львов-Сандомирской, Ясско-Кишиневской и Висло-Одерской наступательных операциях Летал на бомбардировщиках СБ-2, Б-3, ПЕ-2, ПЕ-3, Всего совершил 157 боевых вылетов, самолет Полбина И.С был сбит огнем зенитной артиллерии при бомбежке города-крепости немцев Бреслау 11 февраля 1945 года.
51.20.17.2.29. Подполковник Борис Сафонов. Советский морской летчик. С началом Великой Отечественной войны он отличился в воздушных боях с Люфтваффе. Ходят легенды, что немцы передавали специальное сообщение: «Сафонов в воздухе» это означало, что немецким самолетам надлежало вернуться на базу. К началу января 1942 года Б. Ф. Сафонов был награждён двумя орденами Красного Знамени (14 июля и 22 декабря 1941 года). 15 сентября 1941 года семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя - 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь
51.20.17.1.28. Пикирующий бомбардировщик ПЕ-2
83.51.5.36 Майор С.И. Грицевец майор РККА, знаменитый советский лётчик-истребитель 1930-х годов, дважды Герой Советского Союза. добровольцем для участия в Гражданской войне в Испании, где воевал с 1938 года (командировка длилась с 10 июня по 26 октября 1938 года), именно в этот год были отозваны все советские пилоты.
Летал на истребителе И-16. В советской исторической и пропагандистской литературе широко озвучено число побед Грицевца в Испании - 30 личных побед и 7 - в группе с другими лётчиками. Подтверждений этим данным на основании документов, или даже простого перечня побед С. И. Грицевца никогда не публиковалось. В 2005 году издана книга С. Абросова «В небе Испании», где на основании сохранившихся документов всех воюющих сторон восстановлены все воздушные бои Гражданской войны в Испании, а также впервые опубликованы многие архивные документы. Согласно этим сведениям, в Испании С. И. Грицевец совершил 88 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, сбил 7 вражеских самолётов лично. Это очень высокие боевые результаты, за которые ему было присвоено звание Героя Советского Союза 22 февраля 1939 года. 9 мая 1939 группа из 48 опытных пилотов под командованием Героя Советского Союза Якова Смушкевича, среди которых был и Грицевец, была откомандирована в Монголию в район боевых действий на реке Халхин-Гол. Основной задачей группы являлось завоевание господства в воздухе, ранее захваченного японской авиацией. Здесь Грицевец совершил 138 боевых вылетов, участвовал в около 30-и воздушных боях против японских самолётов. 26 июня, во время боя под Халхин-Голом, Грицевец посадил свой И-16 недалеко от самолёта своего командира части, майора В.Забалуева, упавшего из-за поломки двигателя глубоко на вражеской территории, на 60 км вглубь линии обороны японцев. Забалуев залез в самолёт Грицевца и был вывезен им.
Борис Сафонов, в начале марта 1942 года четырём лётчикам-североморцам (и среди них - Б. Ф. Сафонову) глава британской миссии генерал-лейтенант Макфорлан вручил высший авиационный орден Великобритании - Крест «За выдающиеся лётные заслуги».Английские лётчики совместно с североморцами выполняли боевые задачи - патрулировали в воздухе, дрались с противником. Они сбили 15 вражеских самолётов. Особо отличились капитан Рук и сержант Г. Хоу, сбившие по 3 самолёта. Наше правительство высоко оценило подвига английских лётчиков. Пятеро из них были награждены орденом Ленина (один из них - Чарльстон Хоу, уже вернувшись на Родину, назвал Бориса Сафонова "великим лётчиком своего времени"). Он был первым из советских асов морской авиации, кто уже в мае 1942 года имел на боевом счету не менее 25 самолётов противника уничтоженных лично и группе с товарищами. Во многих изданиях число одержанных им побед приводится разное: от 25 до 41, включая групповые. Согласно последнего наградного листа Б. Ф. Сафонова его боевой счёт, без учёта последнего боя 30 мая 1942 года, составлял 19 личных и 3 групповые победы. С учётом 3-х последних побед (записанных на основании только радиопереговоров!), окончательный счёт составляет 22 личные и 3 групповые победы.
КАждый боевой вылет штурмовика или бомбардировщика в Великую Отечественную войну можно приравнивать к подвигу, настолько велика была опасность быть сбитым Как кажется суровой картинкой этому является фотография "Вернувшиеся с боевого задания", на которой показана встреча командованием бомбардировщика (возможно американского производства), вернувшегося из боя. Тени встречающих видны слева внизу, члены экипажа все еще под впечатлением полета, отрешены и кажется все еще не верят, что остались живы, командир не снявший парашют не обращая внимание на встречающих, занят своим делом и кажется материт сквозь зубы помпезную встречу....
Николай Михайлович Скоморохов, советский ас, лётчик-истребитель Великой Отечественной войны, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза
Николай Скороходов. Совершил 605 боевых вылетов. Лично сбил 46 самолетов противника.
....................................................................................................................................
Николай Михайлович родился 19 мая 1920 года на Волге, в селе Лапоть (ныне село Белогорское) Саратовской губернии. Ему едва минуло 10 лет, когда в поисках заработка семья переехала в Астрахань. Здесь он закончил ФЗУ, работал на заводе имени III Интернационала. Когда в вечерней школе он получил 7-классное образование, его приняли в библиотечный техникум, а вскоре и в Астраханский аэроклуб. Здесь в декабре 1940 года юноша был призван в армию и получил направление в Батайскую военную авиационную школу. Сразу после окончания лётной школы младший сержант Скоморохов был направлен в 164-й ИАП, вооружённый самолётами ЛаГГ-3.
Николай Скоморохов на фронт попал только в ноябре 1942 года, когда шли ожесточённые сражения на Волге у Сталинграда и в горах Кавказа. Первые боевые вылеты он совершил над Черноморским побережьем Кавказа, когда 164-й истребительный авиаполк (295-я истребительная авиационная дивизия под командованием Героя Советского Союза Николая Баланова), базировался на Адлерском аэродроме.
На боевые операции посылались опытные лётчики, а ему, новичку, чаще всего приходилось в паре с кем - то совершать разведывательные полёты. И хотя они были тоже ответственными боевыми заданиями, Николаю хотелось настоящего дела. В одном из вылетов он едва не погиб, когда его истребитель отсекли от группы своих самолётов и зажали "Мессеры". Лишь исключительная природная одарённость Скоморохова как пилота позволила ему тогда уйти от преследователей. Наиболее ярко выраженной была его способность пространственной ориентации, основанная на особой устойчивости вестибулярного аппарата и оптимальной вазомоторной реакции организма в критических условиях.
Свой боевой счёт Николай открыл в январе 1943 года одном из вылетов над горами севернее Лазаревской. Над линией фронта Скоморохов обнаружил разведчик FW-189 и атаковал его сверху. Казалось, длинная очередь изрешетила "Раму". Но когда Николай развернулся, чтобы проследить за падением вражеской машины, то с удивлением заметил, что она держится в воздухе и даже маневрирует, уклоняясь от очередной атаки. Поединок длился несколько минут. Наконец Скоморохов, нацелив свой ЛаГГ-3 в лоб противнику, расстрелял его. Как ему тогда показалось, он нашёл ключ к победе.
Вскоре Николай был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четвёрки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:
"4.12.1943 года. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы 8 самолётами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность "Ильюшиным" полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил 2-х "Мессеров", принудив остальных покинуть поле боя. Лётчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу".
В боях над Днепром и в Запорожье Скоморохов продолжил список сбитых им "Мессеров" и "Фоккеров", одержал свою 13-ю победу.
В начале 1944 года из лучших лётчиков 295-й ИАД была создана "эскадрилья охотников", заместителем её командира (Николая Краснова) был назначен Николай Скоморохов. В эскадрилью вошли такие асы, как В. Кирилюк, О. Смирнов, А. Володин. Эскадрилья базировалась на одном аэродроме с 31-м ИАП, тесно взаимодействуя в воздухе с его лётчиками. За 3 месяца своего существования эскадрилья уничтожила в воздушных боях несколько десятков самолётов противника, но была расформирована, поскольку полки, давшие туда лучших бойцов, понесли в боях тяжёлые потери, и командиры настояли на возвращении своих "орлов". Скоморохов был переведён на должность комэска первой эскадрильи в 31-й ИАП, которым командовал Онуфриенко.
В Ясско - Кишинёвской операции старший лейтенант Скоморохов сбил несколько Ме-109. В конце августа ему было поручено сопровождать Ли-2, где летел Маршал Жуков. У Скоморохова уже был опыт подобных полётов: ранее он сопровождал самолёт Василевского и даже решительно обстрелял "Як", сделавший попытку приблизиться к нему. Жуков высказал неудовольствие внешним видом пообносившихся асов, попенял на отсутствие плана прикрытия...
В боях за освобождение Украины и Донбаса, в небе Молдавии и на Балканах, он совершает сотни боевых вылетов, в десятках воздушных боев оттачивает свою боевую выучку. Ему доверяют лично и во главе группы вести воздушную разведку. Здесь в полной мере проявились его организаторский талант и тактическое мастерство.
В конце 1944 года Скоморохов участвует в освобождении Румынии и Болгарии. В ноябре в небе Югославии четвёрка Ла-5 под командованием Скоморохова получила задание прикрыть наступавшие наземные войска в районе Апатина. На виду тысяч бойцов сухопутных войск "Лавочкины" ринулись на армаду истребителей - бомбардировщиков FW-190. В течение 10 секунд Скоморохов сбил 2 из них, смешав строй и сорвав бомбометание. За этот бой он был награждён орденом Александра Невского.
Особенно успешными были его бои в Венгрии, где интенсивность воздушных схваток может быть сравнима с напряжённостью боев на Кубани, Курской дуге, над Днепром. В декабре 1944 года в бою над Секешфехерваром, в долгой изматывающей дуэли с Ме-109, пилотируемым немецким асом, на высоте более 9000 метров в 3-й лобовой атаке он сбил "Мессер", его лётчик спасся с парашютом и был пленён. Через несколько дней в первом же боевом вылете на первом в дивизии Ла-7 Н. Скоморохов и его ведомый И. Филиппов, последовательно атаковав 3 группы "Фокке - Вульфов", сбили 5 из них...
К концу декабря 1944 года на боевом счету командира эскадрильи 31-го истребительного авиаполка капитана Н. М. Скоморохова числилось уже 25 вражеских самолётов, сбитых им лично, и 8 - в составе группы. Бесстрашный ас к этому времени носил 3 ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени...
Вскоре Николаю Скоморохову пришлось вести воздушный бой, каких не знает история Великой Отечественной. 16 января 1945 года капитан Скоморохов в паре вылетел на свободную охоту. В районе Таряй, северо - западнее Будапешта, лётчики встретили в воздухе 3 группы транспортных самолётов Ju-52 (16 машин) и 38 истребителей прикрытия Ме-109. Двое против 54 ! В результате смелых атак ведущий лично сбил 2 Ju-52 и один истребитель, а его ведомый уничтожил ещё 2 машины.
Позднее, в боях за Будапешт, Скоморохов сбил 16, а за Вену - ещё 9 вражеских самолётов.
При сопровождении штурмовиков для ударов по танкам и мотопехоте противника, Николай и его подчинённые провели немало блестящих боёв и без потерь возвращались на свой аэродром. Так сопровождая группу "Илов" в район севернее Будапешта, капитан Скоморохов во главе шестёрки "Лавочкиных" вступил в бой с группой истребителей противника. В непродолжительной, но упорной борьбе на вертикалях наши лётчики сбили 8 вражеских машин, не потеряв ни одной. При этом, 3 самолёта вогнал в землю лично Николай Скоморохов.
Характеризуя Скоморохова, командир 31-го истребительного авиационного полка подполковник Г. Д. Онуфриенко писал: "В воздушных боях Николай Михайлович нетороплив, но решителен, расчётлив и хладнокровен. Требователен к себе и подчинённым. Пользуется исключительным авторитетом среди всего личного состава полка. В боевой работе не знает усталости..."
В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей основу которых составляло не звено из 3-х самолётов, а пара и звено из 4-х машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Знаменитое правило: "истребитель обороняется только нападением" - было законом в боевой работе советского аса и его питомцев.
14 января 1945 года командующий войсками 3-го Украинского фронта Маршал Советского Союза Толбухин и член Военного Совета генерал - полковник Желтов утвердили представление командования 17-й Воздушной армии о присвоении капитану Н. М. Скоморохову высшего знака воинской доблести - звания Героя Советского Союза. 22 февраля 1945 года, за умелое командование эскадрильей, мужество и отвагу, проявленные в боях, это звание ему было присвоено.
К марту 1945 года капитан Н. М. Скоморохов, находясь в том же полку, совершил 520 боевых вылетов, провёл 119 воздушных боёв, сбил лично 35 самолётов противника.
10 апреля 1945 года, уже в бою над австрийскими Альпами, ас атаковал несколько плотных групп FW-190. Двух "Фоккеров" Скоморохов "свалил" в первой же атаке в течение нескольких секунд: первого - с ходу сзади - сверху, второго - резко изменив траекторию полёта, снизу. Продолжая атаковать истребителей - бомбардировщиков, лётчик сбил ещё один самолёт. Хотя господство советской авиации в воздухе было безусловным, бои велись исключительно упорные и кровопролитные. В одном из них погиб ведомый Скоморохова - младший лейтенант Филиппов. Сам Николай с трудом сумел посадить свою машину, получившую повреждения от огня зениток и ставшую в конце пробега на попа.
Последний "Фоккер" был сбит Скомороховым в районе Брно, в Чехословакии, в ходе "провозного" полёта, когда, продемонстрировав молодым лётчикам мастерскую атаку, он провёл затем "практическое занятие", выведя новичка на дистанцию эффективного огня...
Дважды Герой вернулся в родные края, лето 1945 года
.......................................................................................................................................
За время войны Николай Скоморохов прошёл все ступени авиации - был пилотом, старшим пилотом, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи. Воевал на Закавказском, Северо - Кавказском, Юго - Западном и 3-м Украинском фронтах. За это время он совершил более 605 боевых вылетов, провёл 143 воздушных боя, сбил лично 46 и в группе 8 самолётов противника, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолёт не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.
18 августа 1945 года, за боевые заслуги проявленные при освобождении Венгрии и Австрии, он был награждён второй медалью "Золотая Звезда".
осле войны Н. М. Скоморохов окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Командовал авиационными частями и соединениями. Летал на разных типах боевых реактивных самолётов. В 1958 году он закончил Военную академию Генерального штаба. В 39 лет стал Генералом. В 1973 году был назначен начальником Военно - Воздушной академии. Защитил диссертацию доктора военных наук. В 1981 году Н. М. Скоморохову было присвоено звание Маршала авиации. Заслуженный военный лётчик СССР. Автор многих книг - воспоминаний. Трагически погиб в автомобильной катастрофе 16 октября 1994 года
Андрей Боровых родился в Курске 30 октября 1921 года под знаком Скорпиона, хранившего его судьбу, как и судьбы относительного большинства асов, родившихся под этим созвездием. Окончил 7 классов, работал шофёром, после чего крепкого и толкового юношу приняли в Чугуевское военное училище лётчиков, переименованное в марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, которую он окончил в том же году.
Несмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами всегда оставляли лучших из лучших. Заметим, что выпуск 1941 года дал стране 54 Героя Советского Союза, 4 дважды и 1 трижды Героев, что в течение грядущих 3,5 лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин, то есть по своему составу этот выпуск не имел себе равных в истории Советских ВВС.
Свою первую победу будущий ас одержал в первом же бою. Успех редко приходил к лётчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструктором в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого лётчика. Правда, и «Харрикейн», на котором он тогда летал, был модернизирован в части вооружения: с лёгкой руки Б. Ф. Сафонова, опыт которого был известен достаточно широко, 4 крыльевых пулемёта «Браунинг» калибром 7,7-мм были заменены на 4 пушки ШВАК калибром 20-мм.
8 боевых вылетов, совершённых Боровых на Калининском фронте, в составе 728-го истребительного авиационного полка, принесли 3 победы, он был назначен командиром звена, награждён орденом Красного Знамени. Вскоре лётчик провёл удачный воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал — полковника И. Конева сбил сначала бомбардировщик Ju-88, а затем и истребитель Ме-109, получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, ещё больше укрепляется уверенность в своих силах.
Большую часть боевых вылетов Боровых провёл на самолётах, лётно — технические характеристики которых уступали немецким («Харрикейн» Мк.II, Як-7Б). Компенсировать преимущество вражеских машин помогали тактическая грамотность и военная хитрость, о которых никогда не забывал наш ас: «Лётчик должен не только в совершенстве владеть самолётом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, — в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом». Его считали асом, восхищались его мужеством. Вступая в бой с превосходящим по численности врагом, он умел точно определить, когда нужно открыть огонь.
В середине 1942 года заместитель наркома обороны генерал А. Новиков возложил на известного советского лётчика И. Е. Фёдорова формирование при 3-й Воздушной армии Калининского фронта отдельного полка асов — в пику немцам. У них уже имелась специальная авиагруппа из 28 опытнейших пилотов, летавших на «Мессерах» с нарисованными на фюзеляжах игральными картами.
И вот в одном из боёв в августе 1942 года Фёдоров в паре с Андреем Боровых на Як-7, патрулируя вдоль линии фронта, столкнулись с большой группой Ме-109G. Завязался жестокий скоротечный бой. Буквально за 5 минут Боровых сбил «Мессер» с пиковой дамой на борту, а Фёдоров сразил червонного туза (как выяснилось позднее — командира вражеской авиагруппы).
В тяжёлых воздушных боях на Центральном фронте, на Курской дуге, летая уже на Як-7Б, он сбил 8 немецких самолётов. Ограниченный до минимума район боевых действий сухопутных войск наложил там своеобразный отпечаток на характер воздушных сражений. Подбитые самолёты легко уходили за линию фронта, а выбросившиеся с парашютом пилоты если не попадали в плен, то вскоре добирались до своих подразделений.
В одном из боёв не смог избежать вражеской очереди и Андрей Боровых. Он покинул истребитель с парашютом, а расстрелять лётчика в воздухе фашистам помешал его ведомый Михаил Редькин. Он кружился в воздухе, пока Андрей не опустился на землю. Уже на следующий день, едва вернувшись в полк, Боровых вновь вылетел на боевое задание. В этих боях Боровых в буквальном смысле встал на защиту родного дома, ведь в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сёстры. Позднее он узнает, что его отец, Егор Григорьевич, погиб при налёте немецкой авиации на Курск.
Вот что пишет о тех днях сам Андрей Егорович Боровых:
«Воздушные бои над Курском, участником которых мне довелось быть, начались задолго до исторического Курского сражения. Уже в апреле — мае 1943 года их напряжённость достигла необычайной силы. Помню, лётчикам нашего 157-го истребительного авиационного полка в иные дни приходилось совершать по 5 — 6 боевых вылетов. Но все с честью выдерживали эту нагрузку, а многие дрались отважно и дерзко.
Лётчик — истребитель Андрей Боровых ведёт бой на самолёте Як-9.
В боях за Курск я был командиром эскадрильи и должен отметить, что все лётчики подразделения сражались мужественно, стойко и самоотверженно. Конечно, мне было приятно, что каждый подчинённый отдавал себя целиком творчеству боя, но вдвойне приятно, что дрались мы за освобождение моего родного города.
Да, в Курске я родился. Здесь прошло моё детство. Здесь влюбился раз и навсегда в авиацию. По путёвке комсомола поступил в аэроклуб, успешно закончил его. В Курском небе впервые поднялся на учебном спортивном самолёте, не подозревая, что сравнительно скоро мне придётся защищать Курск на боевом Як-7Б. Аэроклуб Осоавиахима дал путёвку в военную авиационную школу, где преподаватели и инструкторы формировали у нас качества, необходимые для боя, для победы.
Понятие «дважды, трижды, четырежды Герой» сегодня кажется несколько странным, наверное, правильнее было бы говорить о награждении несколькими медалями «Золотая Звезда». Но это факт нашей истории, и обойти его нельзя.
Впервые дважды Героями за боевые подвиги, проявленные в боях с японскими интервентами на реке Халхин-Гол в 1939 году, стали трое летчиков: майор Сергей Иванович Грицевец и полковник Григорий Пантелеевич Кравченко (Указ от 29 августа), а также комкор Яков Владимирович Смушкевич (Указ от 17 ноября). Судьба всех троих сложилась трагически.
Маршал монгольской Народно-революционной армии Х. Чойбалсан поздравляет дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца с высокой правительственной наградой
Грицевец сбил в небе Халхин-Гола 11 вражеских самолетов. Он погиб в авиакатастрофе менее чем через месяц после награждения. Кравченко, командовавший на Халхин-Голе истребительным авиаполком и сбивший за период конфликта 7 японских самолетов, в 1940 году стал самым молодым генерал-лейтенантом Красной Армии. В Великую Отечественную войну он успешно командовал авиадивизией, но 23 февраля 1943 года погиб, выпрыгнув из сбитого самолета и не сумев воспользоваться парашютом (его вытяжной трос был перебит осколком). Смушкевич летом 1941 года был арестован и осенью этого же года расстрелян.
Кравченко и Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза
В 1940 году количество дважды Героев увеличилось на два человека: начальник спасательной экспедиции по выведению изо льдов ледокола «Георгий Седов», Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин стал дважды Героем (Указ от 3 февраля), вторую «Золотую Звезду» за бои в Финляндии получил летчик комдив Сергей Прокофьевич Денисов (Указ от 21 марта).
И. Д. Папанин на дрейфующей станции СП-1
В годы Великой Отечественной войны дважды Героями стал 101 человек, семеро из них посмертно. Летчик Герой Советского Союза подполковник Степан Павлович Супрун Указом от 22 июля 1941 года первым в период Великой Отечественной войны был награжден второй медалью «Золотая Звезда». 14 июня 1942 года появился первый дважды Герой, оба раза удостоенный этого звания во время войны. Это тоже был летчик, командир истребительного авиаполка Северного флота гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов.
Среди дважды Героев были три Маршала Советского Союза - Александр Михайлович Василевский, Иван Степанович Конев и Константин Константинович Рокоссовский, один Главный маршал авиации - Александр Александрович Новиков, 21 генерал и 76 офицеров. Солдат и сержантов среди дважды Героев не было.
В годы ВОВ дважды Героями стал 101 человек, 7 из них посмертно
Следует отметить, что в 1944 году были обнародованы Указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Николая Дмитриевича Гулаева (за годы войны он произвел 250 боевых вылетов, в 49 воздушных боях лично сбил 55 самолетов противника) третьей «Золотой Звездой», а также ряда летчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения. Указы были аннулированы.
Николай Дмитриевич Гулаев
После войны количество дважды Героев продолжало увеличиваться. В 1948 году подполковник, будущий Главный маршал авиации СССР, Александр Иванович Колдунов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». За годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, в 96 воздушных боях лично сбил 46 вражеских самолетов.
В сентябре 1957 года известному летчику Владимиру Константиновичу Коккинаки за испытания авиационной техники было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, первое он получил еще в 1938 году.
Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека
Маршалы Советского Союза Семен Константинович Тимошенко, Родион Яковлевич Малиновский, Иван Христофорович Баграмян, Кирилл Семенович Москаленко и Матвей Васильевич Захаров получили вторую «Золотую Звезду» после войны в связи с различными юбилеями, а Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков, Маршалы Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов и Андрей Антонович Гречко вообще стали дважды Героями только в мирное время.
Г. Т. Береговой на марке Почты СССР
В ноябре 1968 года летчик-космонавт Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания дважды Героя Советского Союза, причем первую награду он получил в годы Великой Отечественной войны за 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. В 1969 году появились первые космонавты - дважды Герои, получившие обе «Звезды» за космические полеты: полковник Владимир Александрович Шаталов и кандидат технических наук Алексей Станиславович Елисеев (Указ от 22 октября). В 1971 году они оба первыми в мире совершили космический полет в третий раз, но третьих «Золотые Звезд» им не дали: возможно, потому что этот полет явился неудачным и был прерван на второй день. В дальнейшем космонавты, совершившие третий и даже четвертый полет в космос, дополнительных «Звезд» не получали, а награждались орденом Ленина. Всего 35 человек получили звание дважды Героя за освоение космоса.
Последним дважды Героем стал командир танковой бригады генерал-майор Ази Агадович Асланов, награжденный вторым званием посмертно (Указ от 21 июня 1991 года).
А. И. Покрышкин - первый трижды Герой Советского Союза
Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека. Подавляющее большинство из них - 71 человек - летчики, 15 танкистов, 3 моряка, 2 партизана. Единственная среди дважды Героев женщина - летчик-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая, дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого.
Светлана Евгеньевна Савицкая
19 августа 1944 года первым трижды Героем Советского Союза стал полковник Александр Иванович Покрышкин, который за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, лично сбил 59 самолетов противника. В 1945 году трижды Героями стали Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, получивший к 60-летию со дня рождения четвертую «Звезду» (Указ от 1 декабря 1956 года), и гвардии майор Иван Никитович Кожедуб.
После войны в связи с различными юбилеями трижды Героем стал Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный и четырежды Героем Леонид Ильич Брежнев.